Выступления

Инвестиции в инфраструктуру Украины: необходимые изменения в железнодорожной и портовой отраслях для развития экономики и бизнеса

17.05.2016

Сегодня крупный бизнес Украины понимает, насколько важны инвестиции в инфраструктуру, в частности, для реализации транспортной реформы и освобождения рынка от вмешательства государства, бюрократии и контроля. Это фактор, который имеет огромное значение для глобальной рыночной интеграции, экономического роста и будущего процветания страны. 

Развитие транспортной инфраструктуры Украины – важный вопрос и для Группы СКМ - как основного грузовладельца страны, на долю которого приходится 23% общего объема перевалки украинских портов (сталь, уголь, кокс, железная руда, зерно). Кроме того, Группа СКМ – крупнейший клиент на рынке железнодорожных перевозок Украины. Таким образом, эффективно функционирующая инфраструктура является ключом к успеху нашего бизнеса и 300 тысяч наших сотрудников по всей стране. 

Уверен, что большинство присутствующих знакомы с нынешней старой, изношенной и неэффективной инфраструктурой и согласятся, что она напрямую ухудшает конкурентные позиции украинского бизнеса и сдерживает рост экспорта. Преодоление этих узких мест станет ключевым фактором для процветания страны.

Украинские компании, такие как СКМ и предприятия нашей Группы, заинтересованы в долгосрочном будущем Украины и готовы инвестировать в инициативы в области инфраструктуры. Однако для этого нам нужны равные правила игры, четкие рыночные механизмы, а также простая и надежная нормативно-правовая база, которая бы защищала интересы всех заинтересованных сторон, включая правительство, инвесторов, потребителей и общество.

Попытка дискриминации капитала «по происхождению» – это нонсенс и потенциальная коррупция. Равный доступ и справедливые условия для всех участников – важнейший принцип сильной и независимой экономики. Он никогда не был настолько критичным как сейчас, когда нам нужна долгосрочная перспектива и крупномасштабные инвестиции в инфраструктурные проекты. 

При этом «прописывать» правила под конкретных участников недопустимо. Нужны равные и прозрачные правила без перекоса в сторону «иностранного» или «отечественного» инвестора. Иначе такие условия приведут к снижению инвестиционной привлекательности, сокращению потока инвестиций в инфраструктуру и длительным дорогостоящим судебным процессам, от которых выиграют только юридические компании.    

Для качественного взаимодействия с инвесторами критически важно определить горизонт на 3-5 лет: мы должны видеть стратегические направления и понимать последовательность и ориентиры для прогресса. Если мы посмотрим на план модернизации «Укрзализныци», например, нам нужно видеть его в разбивке по четким, реализуемым и управляемым проектам, в которых возможно отслеживать прогресс и представлять понятные результаты. 

Что касается портов, нам необходимы реальный план и стратегия «разгосударствления» государственных стивидорных компаний, где будут понятны приоритеты, сроки, форматы. Функциональный закон о концессии в секторе портов — это важная техника, но нам в первую очередь необходимо понимание цели и стратегии расширения мощностей украинских портов для обеспечения потребностей как экспортеров, так и импортеров.     

Еще одной актуальной проблемой является тарифный вопрос. Нужна четкая политика с привязкой к формуле и макроиндикаторам, а не политическое «перетягивание канатов», которое мы наблюдаем сейчас. 

В транспортной инфраструктуре тарифный вопрос нельзя рассматривать в отдельности, а только в совокупности: портовые сборы и тарифы «Укрзализныци» должны быть согласованы. Именно так действуют регуляторы в успешных странах, в том числе и в тех, которые сейчас перехватывают наши потенциальные грузопотоки (тогда как объем грузов в украинских портах снизился, он возрос в черноморских портах Румынии и Болгарии).

Итак, что же нужно сделать? 

Что касается портовых сборов, их необходимо упростить и снизить, чтобы мы могли конкурировать с нашими соседями. 

Что касается железнодорожных тарифов, средства от их повышения должны идти на капитальные затраты и инвестиции в повышение производительности и эффективности украинских железных дорог, а не проедаться или теряться. 

В любом случае нам нужна предсказуемая тарифная политика наряду с инвестициями в улучшение сферы услуг за счет привлеченных средств. 

Бизнес ждет не только качественных реформ, но и их своевременного осуществления. Ландшафт меняется очень быстро. Сегодня грузовладельцы, не видя предложений от государства для инвестиций, реализуют проекты с частными партнерами. В будущем они все больше будут отдавать предпочтение частным терминалам перед государственными. Тем не менее, предпринимая правильные действия сейчас, Украина может развивать новую портовую, транспортную и логистическую инфраструктуру с участием частного капитала в партнерстве с государственными активами, но пока государство этой возможности не предоставило. Надеемся, что такой подход изменится, и понимаем, что советская бюрократия и десятилетия неэффективного управления и недостаточных инвестиций не могут исчезнуть за один день. Тем не менее, надеемся увидеть быстрый и явный прогресс на этом пути. 

Назад к списку