СКМ в прессе

Банк должен давать быстрые ответы

18.04.2018

Источник: Бизнес

Бизнес

Интервью Алексея Волчкова, заместителя председателя правления ПУМБ

- Как теперь выглядят перспективы МСБ?

- После кризиса малый и средний бизнес начал развиваться гораздо активнее. Сейчас доля МСБ невелика и оценивается в 10%. Для сравнения: в странах Западной Европы - 20-30% и достигает даже 50%. Банки поверили в этот сегмент и начали активно им заниматься. Большие надежды возлагаются на результаты мероприятий по "отбеливания" экономики, пока продолжаются, - усиление финансового мониторинга, уменьшение наличных расчетов и тому подобное. Именно МСБ преимущественно работал в тени, в отличие от крупного бизнеса. Сейчас это постепенно меняется, вместе с детенизацией к банковской системе поступают дополнительные средства. Мы активно сотрудничаем с сегментом МСБ. Кроме того, готовимся к увеличению поля деятельности в ближайшие несколько лет.

- Что собой представляет сегмент сейчас?

- Когда поднялись цены на импортную одежду, начали появляться небольшие пошивочные мастерские, чего не было последних лет 15. Пока этот процесс не очень массовый, кроме того, используется много импортных комплектующих, но тренд на импортозамещение не может не радовать. В приграничных областях активизировалось производство, направленное на экспорт: скажем, мебель - в Польшу, косметика - в Молдову. Небольшим компаниям нередко проще найти экспортные ниши, чем крупным игрокам, но надо быть готовым к прозрачной работы, ведь любая страна начинает просить кучу документов, сертификатов и тому подобное. Приходится меняться.

- Какие основные тренды в работе ПУМБ с сегментом МСБ?

- В своей работе мы руководствуемся принципом "меньше говорим - больше делаем". В прошлом году ПУМБ пересмотрел подходы к кредитованию малого бизнеса и упростил этот процесс. Сейчас решение по кредитам мы принимаем за пять-семь дней. Это очень удобно для сегмента МСБ. Владельцы небольших компаний - люди предприимчивые, принимают решения очень быстро. В них возникают вопросы, на которые банк должен давать быстрые ответы.

На самом деле потребности малого бизнеса на банковском рынке более чем удовлетворяются, поэтому необходимости создавать новый продукт для этого сегмента в ближайшее время нет. Я верю в продаже через сервис, именно он повышает лояльность.

Для нас очень важны результаты независимых опросов наших клиентов, согласно которым все больше из них рекомендовали бы ПУМБ своим партнерам. У нас этот показатель один из лучших, и это хороший знак - мы движемся в правильном направлении.

- Работает ПУМБ за развитием электронных сервисов для МСБ?

- Занимаемся автоматизацией. Вскоре заработает новый сервис "Клиент - Банк", созданный именно под клиентов МСБ. Старый предназначался для крупного бизнеса и перегружен функциями, которые МСБ не нужны. Перед разработкой мы специально изучали пожелания бизнеса. В частности, включили валютный модуль, который позволит предпринимателю держать руку на пульсе межбанковского рынка и продавать (покупать) валюту по курсу, который устраивает. Такой сервис был распространен для крупных компаний, теперь мы предлагаем его для МСБ. Тем более что сейчас МСБ активно ведут внешнеэкономическую деятельность. Также обустраиваем отделение терминалами самообслуживания, чтобы клиенты могли самостоятельно проводить инкассацию наличности.

- Что скажете о кредитные ставки для МСБ?

- Если коротко, то процентные ставки зависят от инфляции, инфляция - от курса, курс - от состояния платежного, а именно торгового баланса, который у нас, к сожалению, хронически дефицитный. Так сложилось, что в Украине любое оживление экономической активности выливается в рост импорта, а следовательно, формируется девальвационное давление. Причина - отсутствие массового мощного внутреннего производства на фоне большой зависимости от импорта. Возьмем сельское хозяйство. Так, его продукция экспортируется, но оборудование, удобрения, семена и топливо - импортные ... Хорошо, если в итоге получится небольшой плюс по валютной выручке. Доля сельского хозяйства в кредитном портфеле МСБ нашего банка составляет 25-30%. Еще 10% - это производство. Остальные - более половины - это торговля, преимущественно импорт ... Выход - развивать производство, заниматься импортозамещением.

Назад к списку